Женьшень – царь растений

Женьшень уже  более 4 тыс. лет  используется  в Восточной медицине.

О нем слагались легенды и писались научные  трактаты.

Женьшень - царь растений

Люди, занятые поиском чудодейственного «корня жизни»  по тайге, произносили таинст­венные заклинания.

Во многих травниках древности говорилось о том, что женьшень помогает от всякой слабости.

Бодрит при  чрезмерно умственном и физическом утомлении.

Он развеивает страхи, приносит радость, вселяет в человека силу.

Дарит бодрость и свежесть молодости, дает счастье.

А  в  походах  побеждает усталость и утоляет голод.

Женьшень по   утверждениям   травников, может вернуть молодость старику и поднять на ноги умирающего.

Неудивительно,  что  корни  этого  растения стоили очень дорого. 

  В  1809 г.  за корень платили 5 тыс. марок.

Женьшень — поверья

Существовало  поверье,  будто  только человек с чистой совестью, идущий в тайгу с добрыми намерениями, может найти волшебный корень.

Китайцы говорили:   «Худой   человек,   в  лес   не ходи — женьшень убежит.

Великий дух разгневается и выпустит царя зверей — тигра, который разорвет плохого человека».

Сборщики женьшеня обычно никогда не брали с собой ружья, полагая, что тигр не  нападет  на  них.

Суеверные искатели женьшеня придумали и распространяли легенду женьшене.

Якобы природа, создав это растение, указала человеку чудодейственные свойства формой корней.

В большинстве случаев они действительно напоминают человека.

Чем больше корень был сходен с человеком,  тем  выше  ценился  он у китайцев.

Само  название растения, переводится с китайского как «человек-корень».

М. М. Пришвин в книге Женьшень» передал впечатления человека,   впервые   увидевшего   это   растение.

«Из лубка кедра был сделан небольшой ящик, и в нем на черной земле лежал небольшой корешок желтого цвета, напоминающий просто нашу петрушку. Все   китайцы,   пропустив   меня, снова погрузились в бессловесное созерцание,   и   я    тоже,   разглядывая, с удивлением  стал  узнавать  в  этом корне человеческие формы: отчетливо было видно, как на теле расходились ноги, и тоже руки были, шейка, на ней голова, и даже коса была на голове, а мочки на руках и ногах были похожи на длинные пальцы».

Женьшень - царь растений

О  женьшене сложено немало поэтических  легенд  и   сказаний   народами Дальнего Востока.

Существует китайское поверье, будто небольшая чер­ного цвета птица, похожая на кукуш­ку, стережет корень этого растения.

Заметить ее может лишь тот, кто свои­ми глазами увидел корень жизни и успел воткнуть возле него палку.

Если же человек промедлит и не вот­кнет возле женьшеня палки, растение может принять совершенно иное об­личье.

И превратится в какое-нибудь другое растение или даже животное.

Широкое распространение таких по­верий свидетельствует о том, что и в старину женьшень был редким расте­нием.

Которое мог найти далеко не каждый человек.

Вместе с тем ряд других сказаний может быть истолкован в том смысле, что женьшень — очень древнее растение.

Оно растёт в мес­тах, где наблюдается вулканическая активность, на вулканических почвах.

Эти почвы обогащены ценными для растения элементами.

Такими как, железо, каль­ций, магний, калий, а также не­редко фосфор и сера.

Химиче­ский состав вулканических почв оп­ределяет их высокое потенциальное плодородие.

К тому же они обычно рыхлые, удобные для произрастания растений.

В китайской народной сказке «Как Повелитель драконов был повержен двумя стрелами» повествуется о дра­конах, охранявших бесценное сокрови­ще — два корня женьшеня, имевших возраст 10 тыс. лет.

В свирепых дра­конах, которые своим ядовитым дыха­нием отравляли все живое, нетрудно распознать вулканы.

Которые время от времени выделяют в атмосферу токсические сернистые соединения.

В связи с этим едва ли случайно, что женьшень встречается в нашей стране в Приморье.

А также на севере Корейского полу­острова и Северо-Восточном Китае.

Этот район относится к тихоокеан­скому вулканическому кольцу.

Возникновение женьшеня описывает­ся в древней китайской легенде сле­дующим образом.

Женьшень — китайская легенда

В очень давние вре­мена в Восточной Маньчжурии в горах Нангань-Шаня по соседству жили два древних рода: Си Лян-цзи и Лян Се-Эр.

Гордостью первого рода был слав­ный юноша Жень Шень.

Его сила и храбрость, справедливость и великоду­шие были хорошо известны.

Бедные могли рассчитывать на его помощь, слабые — на защиту.

Высокие душевные качества  Жень Шень унаследовал от своих предков, которые якобы вели свой род от царя зверей — тигра.

В это же время в роде Лян Се-Эр большую известность получил воин Сон Ши-хо.

Прославился он своей красотой, силой и удалью.

Но в от­личие от Жень Шеня не стремился быть великодушным и справедливым.

Он грубо и жестоко обращался с наро­дом.

Собрав шайку разбойников, стал Сон Ши-хо грабить селения, сжигать фанзы, губить посевы крестьян.

Ярость и ненависть вызывала у него сла­ва Жень Шеня.

И решил он убить славного воина.

Да и сам Жень Шень не испытывал добрых чувств к Сон Ши-хо.

Со всех сторон стекались к нему обиженные и разоренные люди, прося защиты от разбойника.

В чест­ном бою Жень Шень одолел и обезору­жил его.

Сон Ши-хо был прикован к скале в глухом ущелье тяжелыми це­пями.

У Жень Шеня была сестра, красави­ца Ляо.

Гуляя вместе с братом, она попала в то самое ущелье, где отбы­вал наказанье разбойник.

Несмотря на лишения, он был все еще очень красив.

Едва взглянула на него девушка, как сразу же влюбилась.

Днем и ночью стала она думать о том, как спасти Сон Ши-хо.

И вот однаж­ды, когда ночь была особенно темной, Ляо пробралась в ущелье и освободи­ла его.

Вместе с ним она убежала в горы.

Утром Жень Шень обнаружил пропа­жу и устремился в погоню.

На исходе второго дня он настиг беглецов в далеких лесных сопках.

Ляо испуга­лась брата и спряталась в кустах, а Сон Ши-хо вступил с ним в борьбу.

Искусен и силен был разбойник, хит­рыми приемами он пытался одолеть Жень Шеня.

Однако не зря тот был потомком тигра.

Изловчившись, он ударил ножом в грудь Сон Ши-хо.

Увидев, что ее возлюбленный поги­бает, Ляо громко закричала.

Жень Шень повернулся на крик, и в это время, собрав последние силы, Сон Ши-хо вонзил нож в его сердце.

Оба воина упали мертвыми.

Потрясенная  Ляо вышла из кустов и долго оплаки­вала возлюбленного и родного брата.

Затем она поцеловала их и побрела по дремучей тайге неведомо куда.

По дороге она продолжала плакать.

И там, где падали ее слезы, прорастали удивительные растения  Жень Шеня — источник силы для страдающего че­ловека.

С глубокой древности на Востоке высоко ценили это растение.

Наилуч­шим выражением дружеских чувств, считалось подношение человеку кор­ня женьшеня.

Значение его отражает и восточная поговорка: «Царь зве­рей — тигр, а царь растений — жень­шень».

Читайте также: Лотос — цветок блаженства. Легенды и мифы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *